Поиск...

Методическая копилка


Программа
коррекционно-развивающих занятий
для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)  1-4 классов
учителя-дефектолога

                                                                                     Разработала:
Учитель-дефектолог
Е.Н Маханкина.

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2017 г.

 

 

Пояснительная записка
Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью), нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г, «Конвенцией ООН о правах ребенка», приказом Минобрнауки РФ от 19декабря 2014г. №1599. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Основной базой рабочей программы являются:

Адаптированная основная общеобразовательная программа краевого государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»;

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
         Цель программы: создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
1.                  Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы.
2.                  Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
3.                  Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.
4.                Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
5.                Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие коммуникативных навыков;
6.                Развитие  математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
7.                Формирование  элементов учебной деятельности.

Исходя из поставленных целей и задач Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта строится на следующих принципах:
1.                                Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2.                                Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3.                                Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
4.                                Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5.                                Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
6.                                Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Пути реализации программы:

1.                Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
2.                Подбор необходимого диагностического инструментария.
3.                Планирование, организация  работы.
4.                Мониторинг результатов работы.
5.                Регуляция и корректировка работы.
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта
Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.
Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.
При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается  узость объема и трудности восприятия пространства и времени.
Восприятие неразрывно связано с  мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.
У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями  памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.
 
Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.  
 
Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно  нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом. 
 
Диагностический раздел
При обследовании детей необходимо  ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
   Формы организации коррекционной работы
Сроки
Содержание работы                                                                                                                
1-15 сентября
Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.
15 сентября – 15 мая
Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми
15 мая – 31 мая
Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке промежуточных результатов освоения Программы, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Учитель-дефектолог в образовательном учреждении проводит мониторинг уровня развития детей. Это предполагает в начале каждого учебного года проведение комплексного-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за деятельностью ребёнка, оценку уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в сентябре (начало учебного года), и в мае (конец учебного года).
Психолого-педагогическая диагностика проводится учителем-дефектологом по методикам:
· С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;
·  М.М.Семаго, Н.Я.Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»;
· Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога представлено в форме индивидуальной и подгрупповой работы.
Выбор формы проведения непосредственной организованной деятельности зависит от вида и содержания коррекционного занятия и индивидуальных возможностей детей. При этом следует учитывать, что в одной подгруппе объединены дети, схожие по уровню психического развития, по запасу знаний и умений.
 Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях
1.                Развитие произвольности психической деятельности
2.                Развитие движений, различных видов праксиса
3.                Развитие перцептивно-гностических функций.
4.                Развитие пространственного восприятия.
5.                Развитие графо-моторных функций
6.                Развитие временных представлений.
7.                Развитие мышления
8.                Развитие речевой деятельности
9.                Развитие математических представлений

 Содержание коррекционной деятельности
Направление
Содержание коррекционной деятельности  
                                                                                                                                                            
Раздел 1.
Развитие произвольности психической деятельности
  1.1. Игры на развитие внимания.   1.2. Включение элементов самоконтроля в процессы восприятия и двигательную деятельность.
  1.3. Самоконтроль по данному алгоритму действий
  1.4. Взаимоконтроль с опорой на инструкцию учителя.
 
Раздел 2. Развитие движений, различных видов праксиса
 
  2.1. Произвольное  регулирование состояния мышечного тонуса.   2.2. Произвольное торможение действий (разноимённые движения).
  2.3. Тренировка быстроты и точности движений, динамической координации и согласованности движений.
  2.4. Формирование плавности, ритмичности, переключаемости движений.
  2.5. Статическая координация движений (копирование поз ведущего, упражнения на равновесие).
  2.6. Воспроизведение последовательности движений по показу, по памяти, по инструкции.
  2.7. Сопряжённость движений и ритмичной речи.
  2.8 Последовательные и совместные движения рук и ног, их чередование.
  2.9. Удержание позы кистей рук и пальцев.
  2.10. Глазодвигательные упражнения.
  2.11. Изменение направления движения по речевому сигналу (ориентация в пространстве).
  2.12. Пространственная организация движений (выполнение движений по условным обозначениям).
  2.13. Движение с ориентировкой в помещении по инструкции педагога.
  2.14. Обозначение словом направления движения.
  2.15. Воспроизведение ряда движений по памяти.
  2.16. Разные виды шнуровок.
  2.17. Работа со средней мозаикой.
  2.18. Складывание фигур, букв из палочек, полосок по образцу и по памяти.
 

Раздел 3. Развитие перцептивно-гностических функций.

 
  3.1. Усвоение оттенков цветов, например: светло-зелёный, зелёный, тёмно-зелёный. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
  3.2. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
  3.4. Раскрашивание по данной инструкции.
  3.5. Сравнение предметов по 2-4 признакам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
  3.6. Группировка предметов по 1-2 признакам.
  3.7. Составление сериационных рядов из 4-6 предметов по заданному признаку.
  3.8. Составление описания по картинному плану.
  3.9.  Вербальное описание предметов.
  3.10. Рисование образов по слову. Упражнения «Ощупай и нарисуй».
  3.11. Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам.
  3.12. Определение эмоций по сюжетным картинкам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
  3.13. Узнать перечёркнутые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
  3.14. Узнать наложенные контурные изображения.
  3.15. Определить буквы, цифры, расположенные неправильно.
  3.16. Добавить недостающий элемент букве, цифре.
  3.17. Выделить фигуры, предметы, буквы, цифры, наложенные друг на друга.
  3.18. Упражнения на тренировку зрительной памяти: «Чего не стало?», «Найди картинки», «Что изменилось?», «Восстанови последовательность».
  3.19. Нахождение различий у двух предметных, сюжетных картинок (до 10 отличий).
  3.20. Восприятие на слух с последующим воспроизведением рядов слов, предложений.
  3. 21. Характеристика звуков по громкости, длительности, высоте.
  3.22. Закрепление понятий о величине предметов, фактурных, температурных, тактильных и вкусовых качества. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
  

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия.

 
  4.1. Выкладывание рядов из цветных полосок, деталей мозаики с различными чередованиями.
  4.2. Штриховка справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
  4.3. Дорисовывание геометрических фигур, предметов.
  4.4. Складывание предметов, сюжетных картин, разрезанных на 4-6 частей.
  4.5. Рисование по образцу и речевой инструкции с пространственным расположением частей относительно друг друга.
  4.6. Конструирование предметов с пространственным расположением частей относительно друг друга.
4.7. Графические диктанты.
  4.8. Деление листа на глаз на две, четыре равные части.
  4.9. Схематическое изображение предметов в классе.  

Раздел 5. Развитие графо-моторных функций.

 
  5.1. Рисование спиралей, ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.
  5.2. Построение линий в разных направлениях с помощью линейки.
  5.3. Нарисовать фигуру, предмет, букву, цифру, росчерк по образцу, по памяти.
  5.4. Рисование бордюров, орнаментов по данному образцу, по памяти, продолжение рядов.
  5.5. Безотрывное обведение сложных контуров, прохождение лабиринтов.
  5.6. Штрихование.
  5.7. Рисование фигур, предметов по данному образцу, представлению.
  5.8. Рисование восьмёрок с проговариванием.
  5.9. Рисование геометрических фигур левой и правой рукой (межполушарное взаимодействие). 

Раздел 6. Развитие временных представлений.

 
  6.1. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
  6.2. Закрепление представлений о частях суток, временах года, днях недели.
  6.3.Закрепление последовательности частей суток, времён года: до, после, между.
  6.4. Усвоение конструкций: после какого времени года (месяца) наступает, перед каким временем суток будет.
  6.5. Месяцы каждого времени года. Количество месяцев в году.
 6.6. Знакомство с циферблатом. Определение времени с точностью до часа, получаса.
  6.7. Сравнение мер времени: сутки – час – полчаса. 

Раздел 7. Развитие мышления

 
  7.1. Формирование понятий: «столько же», «больше на», «меньше на».
 7.2. Сравнение двух предметов по заданным свойствам с последующим выводом.
  7.3. Анализ картинок со скрытым смыслом. Обнаружение «нелепостей» в картинках.
 7.4. Структурирование рассказов и их иллюстрирование.
 7.5. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д
  7.6. Решение задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
 7.7.Повторение цепочки действий. Определение последовательности действий по данной фразе.
  7.8. Определение понятий.


Раздел 8. Развитие речевой деятельности

 
  8.1. Пересказ по вопросам, по серии картинок услышанного.
  8.2. Пересказ (рассказывание) с опорой на картинно-графический план.
  8.3. Группы слов, относящихся к одной категории, к одной ситуации.
  8.4. Невербальные компоненты коммуникации (драматизации историй

Раздел 9. Развитие математических представлений
  9.1.Нумерация. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Место числа в числовом ряду. Числовой ряд. Счет предметов. Соотношение количества, числительного и цифры. Количественные и порядковые числительные, их дифференциация. Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов.
  9.2.Геометрический материал. Распознавание, называние геометрических фигур. Определение формы предметов путем соотнесения
  9.3. Арифметические действия.
  9.4.Составление арифметических задач по предложенному сюжету.  Решение и ответ задач.


 Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

К концу года дети могут научиться:
0-1 класс
-         анализировать простые закономерности;
-         выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества (анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением);
-         длительно концентрировать внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи ( поиск ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Найди отличия”.“Точки”, “Запутанные дорожки”);
-         ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
-         соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;
-         развитие пространственной ориентации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. )
-                        выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
-                        пользоваться в повседневном общении фразовой речью;
-         образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
-         считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счет по 2, по 5);
-         решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счетного дидактического материала;
-         решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности, записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
-         пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
-         строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
-         обводить геометричекие фигуры по трафарету.

2 класс
-         строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков («Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением);
-         длительно концентрировать внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи;
-         выделять “зашумленные” объекты;
-         формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.(«Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.)
-         заучивать наизусть математические и словесные понятия, стихи, прозу;
-         запоминать 5—7 предметов с учетом расположения;
-         воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (6-8);
-         строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из 5 – 6 предложений;
-         образовывать, читать, записывать числа второго десятка;
-         считать по единице и равными числовыми группами (по 2) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 5, по 3);
-         сравнивать числа в пределах 20 (с использованием наглядности, возможна помощь учителя);
-         записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
-         определять время по часам с точностью до часа;
-         складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие с помощью счетного материала);
-         решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
-         решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (самостоятельно и с помощью учителя, счетного материала);
-         решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
-         показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
-         измерять отрезки и строить отрезок заданной длины (с помощью учителя);
-         строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.
3 класс
-         применять анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков;
-         проводить обобщения и выявлять закономерности для выполнения заданий: (продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности, поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой, построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение);
-         целенаправленно переключать внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. (Поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте);
-         заучивать наизусть математические и словесные понятия, стихи, прозу;
-         воспроизводить по памяти 10  предметов с учетом расположения;
-         строить рассказы по картинке
-         называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
-         получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать, откладывать их на счетах; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна помощь учителя);
-         считать в прямой и обратной последовательности единицами ( с помощью учителя);
-         сравнивать числа в пределах 100;
-         пользоваться единицами измерения стоимости, длины, массы, времени, емкости, и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);
-         определять время по часам с точностью до получаса;
-         пользоваться календарем для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
-         решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
-         складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд (с опорой на дидактический материал);
-         пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3,4,5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
-         решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на вычисление стоимости по цене и количеству ( с опорой на наглядность);
-         показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
-         чертить окружность заданного радиуса;
-         чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника.
 
4 класс
-         применять анализ и синтез в развитии математических и речевых навыков.
-         сравнивать и обобщать, выделять признаки предмета (проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
-         работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога( использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. (планирование этапов деятельности)
-         заучивать наизусть понятия, стихи, прозу (увеличение объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации).
-         пересказывать тексты со скрытым смыслом, составление рассказа по серии сюжетных картинок.
-         выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания по числовому ряду от 1-100;
-         умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного; 
-         определять время по часам 1 способом с точностью     до 5минут ;
-         решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи по вопросам;
-         кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия под руководством учителя;
-         различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
-         вычислять длину ломаной по алгоритму;
-         чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге по образцу, с помощью учителя.

Планируемые личностные результаты
·                   положительное отношение к занятиям;
·                   проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
·                   расширение представлений о многообразии окружающего мира;
·                   навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
·                   умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
·                   совместно с учителем оценивать результаты своих действий;
·                   слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
·                   ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
·                   с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к учебнику);
·                   под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
·                   осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
·                   понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
·                   слушать собеседника и понимать речь других;
·                   оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
·                   принимать участие в диалоге;

                   оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Формирование БУД
Личностные БУД
·                   осознание себя как ученика, заинтересованного посещением обучением,
·                   способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
·                   положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
·                   самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
·                   готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
·                   пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
·                   проявлять эмоции в процессе слушания произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
·                   позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
·                   пазывать простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
·                   понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого
·                   осознание роли речи в общении людей
·                   понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной  звучащей  речи;
·                   чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
·                   эстетические потребности, ценности и чувства
·                   представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности
·                   стремление использовать простейшие навыки самообслуживания
·                   потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей
Регулятивные БУД
·                   адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку)
·                   работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
·                   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
·                   активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия
·                   соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные БУД
·                   выделять существенные, общие  и отличительные свойства предметов
·                   устанавливать     видо-родовые отношения предметов
·                   делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
·                   пользоваться      знаками,    символами,предметами-заместителями
·                   читать
·                   писать
·                   наблюдать;  работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
·                   вступать в  контакт и  работать в коллективе (учитель–ученик)
·                   использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем
·                   обращаться за помощью и принимать помощь
·                   слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
·                   сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
·                   доброжелательно        относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
·                   договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

Учитывая требования к организации режима дня максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПиН (п.11.10). В соответствии санитарными правилами и нормами продолжительность непосредственной организованной деятельности с детьми 6-7 лет – не более 30 минут.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

1 дополнительный       

Количество часов
Лексическая тема                                                                                                
I полугодие
4
Обследование.
1
Школа.
1
Дорога в школу.
1
Транспорт (автобус, трамвай, машина).
2
Классная комната.
2
Учебные принадлежности.
2
Расписание уроков (дни недели).
1
Календарь погоды.
1
Осенняя погода.
1
Парк (лес, сквер) осенью.
1
Животные осенью.
2
Овощи и фрукты.
1
Ягоды.
1
Мой город.
2
Моя семья.
2
Мой дом.
1
Мир природы  (солнце, луна, земля).
2
Зимняя погода.
1
Зимние праздники.
1
Зимние забавы.
Итого: 30 ч
 
II полугодие
1
Животные зимой.
1
Растения зимой.
1
Птицы зимой.
2
Части суток ( день, ночь).
2
Части суток (утро, вечер).
1
Режим дня.
2
Части тела человека.
2
Органы чувств.
2
Одежда и обувь.
1
Весенние праздники.
2
Сезонные изменения в природе весной.
1
Растения весной.
1
Животные весной.
1
Птицы весной.
2
Дикие животные.
2
Домашние животные.
2
Птицы.
1
Насекомые.
1
Деревья и кустарники.
1
Цветы и травы.
2
Сезонные изменения летом.
1
Животные и растения летом.
4
Обследование.
Итого: 36 ч
 

 1 класс
 
Количество часов
Лексическая тема                                                                                                
I полугодие
4
Обследование.
2
Школа.
1
Дорога в школу.
1
Земля и Солнце.
2
День и ночь.
1
Время суток, их признаки.
1
Режим дня.
1
Осень.
2
Признаки осени.
2
Занятия и одежда осенью.
1
Погода. Календарь природы.
1
Растения.
1
Различия растений.
2
Разнообразие цветов.
1
Плоды растений.
1
Приспособление растений к сезонным изменениям.
2
Зима.
2
Признаки зимы.
Итого: 30 ч
 
II полугодие
1
Занятия и одежда зимой.
1
Погода. Календарь природы.
1
Животные.
1
Строение и сходство животных.
1
Различие животных.
2
Детеныши животных.
2
Домашние животные.
2
Дикие животные.
2
Весна.
2
Признаки весны.
1
Занятия и одежда весной.
1
Погода. Календарь природы.
1
Человек (пол, возраст, имя, фамилия).
1
Человек (внешний облик).
2
Части тела человека.
1
Лицо человека.
2
Органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа).
1
Скелет и мышцы человека.
2
Лето.
2
Признаки лета.
1
Занятия и одежда летом.
4
Обследование.
Итого: 36 ч
 

 2 класс
 
Количество часов
 
Лексическая тема
I полугодие
4
Обследование.
1
Собираемся в школу.
2
Школа.
2
Мой класс.
2
Осенние месяцы.
2
Овощи.
2
Фрукты.
1
Овощи и фрукты.
2
Ягоды.
2
Почва (Камни, песок, глина).
2
Семья.
1
Дом. Квартира.
1
Домашний адрес.
1
Помощь детей родителям.
2
Бытовые приборы.
2
Тело человека.
1
Здоровье.
Итого: 30 ч
 
II полугодие
2
Рождество.
2
Обувь. Обувной магазин.
2
Зимние месяцы.
1
Одежда. Уход за одеждой.
2
Общественный транспорт.
2
Дикие животные.
2
Дикие птицы.
1
23 февраля – День защитников Отечества.
2
Домашние животные.
2
Домашние птицы.
1
Дикие и домашние животные.
2
Комнатные растения.
2
Весенние месяцы.
1
Аптека.
1
Библиотека.
1
Книжный магазин.
1
Вода.
2
Деревья.
2
Насекомые.
1
День Победы.
2
Летние месяцы.
4
Обследование.
Итого: 36 ч
 

3 класс
Количество часов
Лексическая тема                                                                                                                                             
I полугодие
4
Обследование.
1
Наша школа.
1
Рабочие и выходные дни.
2
Времена года. Осень.
1
Части суток.
1
Дни недели.
1
Одежда.
1
Обувь.
1
Лиственные деревья.
1
Кустарники.
2
Овощи.
2
Фрукты
1
Ягоды.
1
Грибы.
1
Город.
1
Ориентировка на улице. Название улицы, номера домов.
2
Городской транспорт. Трамвай. Метро.
1
Семья.
1
Дом.
1
Мебель разного назначения.
1
Вода, электричество, газ.
1
Посуда.
1
Времена года. Зима.
Итого: 30ч
 
II полугодие
1
Рождество.
2
Домашние животные.
2
Дикие животные.
2
Птицы.
2
Рыбы.
1
Зима. Февраль.
1
Масленица.
1
Времена года. Весна. Март.
2
Комнатные растения.
2
Тело человека. Органы чувств человека.
2
Насекомые.
1
Планета Земля. Космос.
1
Огонь. Пожар. Пожарная безопасность.
1
Времена года. Весна. Апрель.
2
Раннецветущие растения.
2
Труд человека. Профессии.
1
Времена года. Весна. Май.
2
Времена года. Лето.
1
Охрана природы.
1
Безопасное поведение при общении с животными.
4
Обследование.
Итого: 38 ч
 
4 класс

Количество часов
Лексическая тема
                                                                                                              
I полугодие
4
Обследование
1
Погода. Признаки лета.
1
Овощи.
1
Фрукты.
1
Сентябрь – начало осени.
2
Ягоды.
1
Грибы.
1
Полевые растения.
1
Город.
1
Октябрь – середина осени. Золотой октябрь.
1
Село. Деревня.
1
Дорога. Правила дорожного движения.
1
Транспорт.
1
Поздняя осень
1
Орехи.
1
Деревья.
1
Кустарники.
1
Травы.
1
Разнообразие животных в природе.
1
Дом. Квартира. Комната.
1
Мебель для столовой, спальни, кухни
1
Посуда.
1
Декабрь – первый зимний месяц.
1
Погода и природа зимой.
1
Одежда.
1
Обувь.
Итого: 30ч
 
II полугодие
1
Зима – начало года. Каникулы.
2
Деревья
2
Домашние животные зимой
1
Дикие животные
1
Февраль – конец зимы. Признаки зимы
1
Труд людей зимой. Профессии.
1
Голубой март. Наблюдение за природой ранней весной
2
Домашние птицы
2
Дикие птицы. Зимующие и перелетные птицы
1
Признаки весны. Погода
2
Вредные и полезные насекомые
2
Рыбы.
2
Земноводные.
1
Человек – часть природы. Все мы – звенья одной цепи.
1
Как я познаю окружающий мир. Органы чувств.
2
Комнатные растения
1
Здоровый образ жизни. Питание, сон.
1
Части суток.
1
Дни недели
1
Май – конец весны
1
Лето. Месяца. Признаки. Безопасное поведение.
1
Безопасное поведение на речке, озере.
Обследование
Итого: 38ч
 

Литература:
1.                Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Под ред. И.М.Бгажнокова. – М., «Просвещение», 2011 год, 240 с.
2.                Программа «Каролина» для детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. М. Джонсон-Мартин, М. Аттермиер.
3.                Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н. Перова.- 4-е издание – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.- 408 с.
4.                Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 511 с.
5.                Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксенов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999ю – 320 с.
6.                Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – 384 с.
7.                Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
8.                Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
9.                Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.
10.           Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый дополнительный (I') класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
11.           Комарова С.В,, Якубовская Э.В. «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму». Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса.
12.           Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
13.           Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
14.           Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
15.           Алышева Т.В. Математика. Первый дополнительный (I') класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
16.           Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
17.           Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
18.           Н. Б. Матвеева  М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
19.           Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998
20.           Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997
21.           Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 6 – 7 лет /С.И. Карпова, В.В. Мамаева – СПб: Речь, 2013
22.           Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов.- М.: «Гном - Пресс», «Новая школа», 1998
23.           Стуликова М.С. Развиваем логическое мышление. – М.: Мой мир, 2008
24.           Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.Ярославль: ТОО Академия развития 1996
25.           Тихомирова Л.Ф. Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997
26.           Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997
27.           Шагинов  И.Ю. Развиваем внимание. – М.: Мой мир, 2008

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий