Реализация прав детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших
задач государственной политики в области образования. Получение детьми с
ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных
и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации и обеспечения
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Проблема
специального образования и на современном этапе является актуальнейшей,
т.к. до сих пор наблюдаются массовые нарушения конституционного права
детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие
прогресса в течение длительного времени в её решении. Остро стоит
задача - оптимизировать систему специального образования в целях
адекватного её развития. И в первую очередь с этой целью следует разработать
оптимальную нормативно-правовую базу специального образования на
федеральном и региональных уровнях, уровне образовательной организации.
Права детей с ограниченными возможностями здоровья
закреплены на различных уровнях в следующих нормативных
документах:
Международные
нормативно-правовые акты, регулирующие обучение и воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья
ü
Всеобщая декларация
прав человека (1948 г.)
Статья 26: Декларация провозгласила как социальные,
экономические и культурные права, так и политические и гражданские права лиц с
ОВЗ и инвалидностью.
ü
Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
С целью обеспечения
детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем
формирования законодательных и других мер поддержки образования. О детях с ОВЗ
и инвалидностью.
ü
Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);
Здесь уточняется позиция международного сообщества о необходимости
оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных
областях деятельности и всемерного общественного содействия интеграции их в
обычную жизнь общества.
ü
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области
образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года;
ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
Здесь
впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и
необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех
детей.
ü
Декларация о правах инвалидов (резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
Здесь
отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в
Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы
то ни было исключений и без различия и дискриминации.
ü Всемирная программа действий
в отношении инвалидов от 3 декабря 1982года. (Цель в содействии
эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления
трудоспособности и реализации целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в
социальной жизни и развитии)
ü
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
Статья 28., Статья 29
В обозначенных статьях
отражено право всех детей на бесплатное доступное и качественное обязательное
образование и указано на необходимость работы государств-участников по
максимальному снижению числа детей, не посещающих школу.
ü
Стандартные правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года,
резолюция 48/96). Вопросы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью
отражены в правилах 1 и 6.
ü
Саламанкская декларация о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями:
доступ и качество. Саламанка Испания, 7-10 июня
1994 года. В данной декларации
сформулированы ведущие принципы инклюзивного (включенного) образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
ü
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.
Вопросы образования лиц с инвалидностью отражены в
статье 24. Настоящий нормативный акт широко поддерживает развитие инклюзивного
образования лиц с инвалидностью.
Федеральный уровень
(Законодательно-правовые акты Российской Федерации)
В перечень документов, регламентирующие специальное (коррекционное) образование
в РФ включены законы,
приказы и письма.
ü Конституция Российской Федерации" от 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008)
Статья 43 провозглашает право каждого на образование и
запрещение дискриминации по состоянию здоровья, а также право выбора родителями
формы обучения.
ü Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации»
Ст.
2 определяет понятийно-категориальный инклюзивное образование аппарат
образования детей с ОВЗ (п. 16 обучающийся с ОВЗ, 27инклюзивное образование, 28
адаптированная образовательная программа.
Ст. 3 содержит основные принципы Гос.
Политики, регулирующие образовательные отношения, в том числе в сфере
образования детей с ОВЗ;
Ст. 5 содержит
правовые гарантии на образование, психолого-медико-педагогическую коррекцию и
социальную адаптацию детей с ОВЗ (п.5.1.); Право на образование. Государственные гарантии реализации права на
образование в Российской Федерации 5. В целях реализации права каждого человека
на образование федеральными государственными органами, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1)
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и определенной
направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством
организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
Ст. 10 содержит характеристику структуры
системы образования;
Ст. 11 отражает
нормативную ситуацию в области взаимодействия ФГОС и специального образования
(п. 6); Федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные
государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или
включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные
требования.
Ст. 12 определяет
разработку образовательных программ;
Ст. 17 определяет
формы получения образования и формы обучения;
Ст. 23 определяет
типы образовательных организаций;
Ст. 34
обозначает основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и
стимулирования;
1.Обучающимся
предоставляются академические права на: 2) предоставление условий для обучения
с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том
числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции;
Ст.
42 регламентирует вопросы психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ;
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная
помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических
работников;
2)
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися,
логопедическую помощь обучающимся;
3)
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4)
помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной
адаптации.
Психолого-педагогическая, медицинская и
социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в
письменной форме их родителей (законных представителей).
Ст.
44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1)
выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом
мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико- педагогической
комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки
образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины
(модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную
деятельность;
6) получать
информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или
участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся;
7)
принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8)
присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической
комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по
результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых
условий для организации обучения и воспитания детей.
Ст. 55 регламентирует
вопросы приема обучающихся в образовательные организации, в том числе
обучающихся с ОВЗ, а также прием детей с ОВЗ на обучение по адаптированным
образовательным программам (п. 3);
Ст. 79 регламентирует вопросы организации и
осуществления специального (коррекционного) образования детей с ОВЗ.
1. Содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
2.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
4. Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
5.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со
сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ü Федеральный закон от 24
ноября 1995 года № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в РФ»
Ст. 1 настоящего Закона содержит правовое понятие
«Инвалид»; ст. 18 и 19 регламентируют вопросы получения образования лицами с
инвалидностью.
ü Федеральный закон «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года и одобренный Советом
Федерации 27 апреля 2012 года;
ü
Постановление Правительства
РФ от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы РФ
«Доступная среда на 2011-2020 годы».
ü Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об
утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи»
ü Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ü Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
ü Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
ü Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта
2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
ü
Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая
2016 г. № ВК- 1074/07 «О совершенствовании деятельности
психолого-медико-педагогических комиссий»
ü
Письмо Минобразования России от 18 апреля 2008 года N АФ-150/06 « О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами». Создание условий для получения образования всеми
детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей (выявление
недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми,
имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание
необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте,
коррекция основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на
ступени начального общего образования)
ü
Письмо
Минобразования России: от 4 сентября 1997 года N 48 "О специфике
деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII
видов" (в редакции инструктивного письма
Минобразования России от 26 декабря 2000 года N 3 - см.
с.55), от 5 марта 2001 года N 29/1428-6 "Организация помощи аутичным
детям". Методические разъяснения специфики образовательного
процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии, а также уровней реализуемых образовательных программ в
каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения
ü
Письмо Минобразования России: от 24 мая 2002 года N
29/2141-6 "Методические рекомендации по организации работы центров помощи
детям с РДА".
ü
СанПиН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10
июля 2015 (вступило в силу с 01.09.2016).
Комментариев нет:
Отправить комментарий