Поиск...

Нормативно-правовая база


Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение   детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных  и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации и обеспечения  полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.    

          Проблема специального образования и на современном этапе  является актуальнейшей, т.к. до сих пор наблюдаются  массовые нарушения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в её решении.  Остро стоит  задача - оптимизировать систему специального образования в целях адекватного её развития. И в первую очередь с этой целью следует разработать оптимальную нормативно-правовую базу специального образования на федеральном и региональных уровнях, уровне образовательной организации.

Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены   на различных уровнях  в следующих нормативных документах:
Международные нормативно-правовые акты, регулирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

ü    Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

 Статья 26: Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права лиц с ОВЗ и инвалидностью.
ü    Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от   20 ноября 1959 года);
С целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. О детях с ОВЗ и инвалидностью.
ü    Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН от 20 декабря 1971 года);
Здесь уточняется позиция международного сообщества о необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и всемерного общественного содействия интеграции их в обычную жизнь общества.
ü     Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
Здесь впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей.
ü     Декларация о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
   Здесь отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации.

ü Всемирная программа действий в отношении инвалидов от 3 декабря 1982года. (Цель в содействии эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни и развитии)
ü Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года 
Статья 28., Статья 29
В обозначенных статьях отражено право всех детей на бесплатное доступное и качественное обязательное образование и указано на необходимость работы государств-участников по максимальному снижению числа детей, не посещающих школу.
ü   Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96). Вопросы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью отражены в правилах 1 и 6.
ü   Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка  Испания,  7-10 июня 1994 года.   В данной декларации сформулированы ведущие принципы инклюзивного (включенного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
ü   Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.
Вопросы образования лиц с инвалидностью отражены в статье 24. Настоящий нормативный акт широко поддерживает развитие инклюзивного образования лиц с инвалидностью.
Федеральный уровень

(Законодательно-правовые акты Российской Федерации)

В перечень документов, регламентирующие специальное (коррекционное) образование в РФ включены законы, приказы и письма.
ü    Конституция Российской Федерации"  от 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008)
Статья 43  провозглашает право каждого на образование и запрещение дискриминации по состоянию здоровья, а также право выбора родителями формы обучения.
ü Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
Ст. 2 определяет понятийно-категориальный инклюзивное образование аппарат образования детей с ОВЗ (п. 16 обучающийся с ОВЗ, 27инклюзивное образование, 28 адаптированная образовательная программа.
 Ст. 3 содержит основные принципы Гос. Политики, регулирующие образовательные отношения, в том числе в сфере образования детей с ОВЗ;
Ст. 5 содержит правовые гарантии на образование, психолого-медико-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию детей с ОВЗ (п.5.1.); Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 Ст. 10 содержит характеристику структуры системы образования;
Ст. 11 отражает нормативную ситуацию в области взаимодействия ФГОС и специального образования (п. 6); Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Ст. 12 определяет разработку образовательных программ;
Ст. 17 определяет формы получения образования и формы обучения;
Ст. 23 определяет типы образовательных организаций;
Ст. 34 обозначает основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;
1.Обучающимся предоставляются академические права на: 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
Ст. 42 регламентирует вопросы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
6) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Ст. 55 регламентирует вопросы приема обучающихся в образовательные организации, в том числе обучающихся с ОВЗ, а также прием детей с ОВЗ на обучение по адаптированным образовательным программам (п. 3);
 Ст. 79 регламентирует вопросы организации и осуществления специального (коррекционного) образования детей с ОВЗ.
 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ü    Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Ст. 1 настоящего Закона содержит правовое понятие «Инвалид»; ст. 18 и 19 регламентируют вопросы получения образования лицами с инвалидностью.
ü Федеральный  закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года и одобренный Советом Федерации 27 апреля 2012 года;  
ü Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда на 2011-2020 годы».
ü Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ü  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
ü  Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
ü  Приказ Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
ü  Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
ü  Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. № ВК- 1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
ü  Письмо Минобразования России  от 18 апреля 2008 года N АФ-150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей (выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте, коррекция основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования)
ü  Письмо Минобразования России: от 4 сентября 1997 года N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 года N 3 - см. с.55), от 5 марта 2001 года N 29/1428-6 "Организация помощи аутичным детям". Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения
ü   СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 (вступило в силу с 01.09.2016).

Комментариев нет:

Отправить комментарий